“Зрада” под елкой. Что стоит за скандалом вокруг фабрики игрушек

В выходные разразился грандиозный скандал, связанный с печатью тиража елочных игрушек с логотипом “Армии России” на фабрике украшений в Клавдиево-Тарасово под Киевом. Он ставит перед патриотически настроенной частью общества непростые вопросы: украинский бизнес, обескровленный кризисом, вынужден работать на российском рынке. А таких бизнесов действительно немало. И хоть в самой России, по идее, должен был бы развиться не меньший скандал (еще бы, звезды на шариках, которые должны были бы украшать елки в официальных учреждениях, печатались в Украине) — там демонстрируют сдержанность.

“Вести” узнали подробности истории с елочными игрушками.

“Ну вляпался”

Видеозапись с посещения Клавдиевской фабрики елочных игрушек опубликовал в “Фейсбуке” известный киевский экскурсовод Сергей Савченко. На видео видно, как в фабричных цехах сушится часть партии шариков с логотипом красной звездочки и надписью “Армия России”. Еще часть дорисовывается художницей (которая, увидев телефон в руках посетителя, требует прекратить съемку).

На входе в художественный цех экскурсовод настаивает, что фото- и видеосъемка запрещены. Теперь я понимаю, почему, — написал Савченко в “Фейсбуке”. — Руководство и охрана… пытались задержать нас на территории, угрожали “разбить морду”, обещали “поговорить так, чтобы стало понятно“.

За короткий промежуток времени видео получило более 3 тысяч (!) репостов, а это очень много для украинского сегмента “Фейсбука”. И уже через несколько часов в цеха наведалось несколько представителей возмущенной “патриотической общественности”.

Ну вляпался. Законом это не запрещено, тем более что налоги плачу в Украине. Лучше я оттуда возьму деньги и тут заплачу свои налоги, — оправдывался и. о. директора фабрики Павел Гукасов перед возмущенными атошниками и волонтерами. — Ну рвите меня, ну режьте, но что я могу сделать — без российских контрактов не можем“.

Чуть позже руководство опубликовало в соцсетях коммюнике с официальной позицией. “Основой конфликта стали шарики с лого российской армии, которые посетители увидели во время экскурсии… Исторически сложилось так, что одним из рынков сбыта продукции была российская федерация (именно так, с маленькой буквы. — Авт.), — написал Гукасов в своем “Фейсбуке”. — В связи с краткой сезонностью бизнеса и в борьбе за рынок с китайскими производителями за последние 6 лет фабрика не смогла полностью отказаться от российского рынка — часть годовой продукции фабрика поставляла в россию, заказы размещались через CRM-систему, что позволяло максимально оптимизировать и ускорить выполнение заказов… Из-за того, что сотрудники не были проинструктированы мной не брать заказы подобного формата, они начали его выполнение без всяких сомнений“.

“Крылья Советов” И “Росимущество”

К приезду активистов тех самых шариков уже не было — их уничтожили. “Показали нам одни только осколки. У меня лично не возникло сомнений в том, что это вовсе не случайность, как это пытается выставить директор фабрики, а контролируемое им производство, — рассказал “Вестям” волонтер и активист, экс-командир 3-го отдельного танкового батальона Александр Буйволюк. — Как и в каждом производстве художественных предметов, был заранее утвержденный эскиз, он подтверждается спецификацией с фотографией изображения. А еще мы увидели, что предприятие его брата зарегистрировано в России, Москве, и находили накладные (их, впрочем, особо никто и не прятал — сверху лежали), судя по которым, поставки шли в Москву, Екатеринбург, Санкт-Петербург“.

По данным агрегатора Clarity Project, среднее количество штатных работников фабрики — 67, некоторые из них — инвалиды. “Объемы производства (в натуральном измерении) — 465 тыс. штук, средние реализационные цены — 22,94 грн, — указывается на этом же сайте. — Основные рынки сбыта и основные клиенты — Украина, Россия, Америка. Главные риски в деятельности эмитента — низкая покупательная способность украинцев“.

При этом “Вестям” стали известны некоторые детали этого заказа. Судя по накладным, которые показали активисты, фабрика выполняла и другие заказы из РФ: для футбольного клуба “Крылья Советов” (около 100 шт.) и ФК “Ростов” (352 игрушки), компаний “Россети” (1500 шт.), “Росимущество” (51 шт.), “Дортрансстрой” (101 шт.), “Призма Тюмень” (103 игрушки). Т. е. сами заказы не критично большие, но за счет объема позволяют держать фабрику на плаву.

Впрочем, ранее в интервью Павел Гукасов говорил, что работа все-таки не “сезонная”, т. к., несмотря на короткий сезон продаж, фабрика загружена целый год, и портфели заказов формируются на год вперед. “За год мы производим и реализуем не так и много, 500–600 тыс. единиц продукции, но это связано с тем, что мы еще ищем свою нишу, — рассказывал Павел Гукасов в одном из интервью. — Хотели бы делать ставку не на масс-маркет а-ля “Китай”, а на более дорогие и эксклюзивные вещи, ручнодувные, рукописные“.

Приехали из МВД и СБУ

Состава преступления в том, что фабрика взяла и выполняет заказ из РФ, нет. “Уголовно это не наказывается, нет преступления. А само возмущение “ура-патриотов” происходит как-то чересчур уж громко и напоказ, — говорит “Вестям” старший партнер юридической компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец. — Я думаю, это может быть связано с желанием некоторых лиц на этом скандале заработать — на отбеливание репутации, снятие статей в интернете теперь придется тратить деньги“.

А сотрудники самой компании неофициально сказали “Вестям”, что усматривают в атаке признаки рейдерства. “Кто-то положил глаз на наше производство. Оно уникальное, есть своя база клиентов в США, Германии, странах Балтии — мы ведь не только в Россию экспортируем“, — говорит наш собеседник.

В ответ Александр Буйволюк иронизирует: мол, конечно, продает “свои услуги”. “Большую глупость представить себе сложно — просто не нужно печатать в Украине игрушки с принтом “Армия России”. До такого не додумывались со Второй мировой!” — обрушился он на руководство Клавдиевской фабрики.

На предприятии побывали следователи МВД (они собрали осколки 75 разбитых украшений с символикой РФ), а после полудня в субботу, по словам Гукасова, приезжали сотрудники СБУ.

Последний год Служба занималась борьбой за место под солнцем и право расследовать экономические преступления, курировать объекты “критической инфраструктуры”, которые я пыталась у них отобрать, продвигая закон о Бюро экономической безопасности, — рассказывает депутат-мажоритарщик Ольга Василевская-Смаглюк, в округе которой находится фабрика. — Сложно сказать, является ли Клавдиевская фабрика объектом критической инфрастурктуры. Но специально для СБУ уточню: у фабрики в Клавдиево давно есть и сайт на русском, и офис в Москве. А учредитель владеет еще рядом бизнесов во Львовской области… Фактически фабрика закон не нарушила. Но это, конечно, их не оправдывает“.

Конфеты “Мишка на севере” в обмен на “Рошен”

Статистика показывает: Украина восстанавливает бизнес-связи, нарушенные в 2014–2015 годах. По данным Гостаможни, по итогам первого полугодия 2020-го РФ была третьим наибольшим торговым партнером Украины (9% — от экспорта, 6% — от всего импорта). А Госстат отводит ей и вовсе вторую строчку в списке торговых партнеров (первое место остается за Китаем). За январь-август товарооборот вырос до $37,9 млрд со скромных двух десятков три года назад. И если судить по товарной номенклатуре на том же сайте Госстата, то в РФ украинский бизнес продает все, что только может, начиная от продуктов питания и стройматериалов и заканчивая предметами искусства.

Финансовое положение Клавдиевского завода было таким же хрупким, как и его изделия. И они выживали как могли, перебирать заказами не приходилось, — поясняет Василевская-Смаглюк. — Как и сотне других предприятий, наторговавших с РФ на $3 млрд за последний год. Да и мы потребили “оттуда” на $6 млрд. Интересно, были ли в нашем товарообороте непатриотичные товары? Конфеты “Мишка на севере” в обмен на “Рошен” точно были“.

Эксперты же призывают к спокойной переоценке бизнес-возможностей украинских предпринимателей. “В отношениях с РФ действительно есть некоторые критически важные элементы — это энергоносители, некоторый другой импорт, отказаться от которого нельзя, — считает эксперт и правозащитник “КиевСтратПро” Марик Джангутинов. — Но символика армии РФ — это, безусловно, за гранью, и это действительно возмутительно. За подобные вещи необходимо штрафовать (хоть де-юре подобные штрафы и не введены)“.

ВЕСТИ

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка