В Украине утвердили новый принцип для обворованных вкладчиков

Банк обязали нести ответственность за проворовавшегося сотрудника, если с ним был заключен трудовой договор.

Украинские банки обязали отвечать за своих проворовавшихся работников. Рассматривая дело №6-1693ц16, Верховный суд встал на сторону пострадавшего вкладчика: постановил, что финучреждения обязаны выплатить весь украденный у человека депозит.

“Когда наши банки сталкиваются со случаями краж депозитов людей в своих отделениях, они всеми силами пытаются улизнуть от выплаты компенсации, настаивая в судах, что тот или иной проворовавшийся работник не имел полномочий на подписание от имени банка депозитного договора. Но после нового постановления ВСУ они больше не смогут пользоваться этой лазейкой. Верховный суд постановил: если у банка с его работником есть заключенный трудовой договор, он обязан отвечать за него перед вкладчиками. Если этот банкир украл у людей деньги — банк обязан все возместить: и сумму депозита, и проценты, предусмотренные договором”, — объяснил UBR.ua старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.

По словам юристов, чаще всего жертвами банкиров-мошенники становятся не компании, а именно население.

“Это вкладчики-физлица. Самый незащищенный тип клиентов банка, поскольку операции по внесению денег на депозит или даже по изъятию денег со счета зачастую осуществляются не самими вкладчиками, а доверенными лицами — членами семьи, родственниками, друзьями без соблюдения правил представительства – то есть без доверенности. Такие операции оформляются квитанциями за подписью физлица. Это способствует тому, что кассиры не всегда добросовестно подходят к установлению личности вкладчика, особенно, когда вкладчик — VIP-клиент или знакомый”, — отметил в разговоре с UBR.ua управляющий партнер ЮФ “Неоклеус и Довбенко” Андрей Довбенко.

По его словам, такого рода упрощенными порядками чаще всего и пользуются жулики. Прежде всего потому, что люди оказываются неготовыми к тому, что под вывеской банка их может облапошить работник банка.

“Приходя в банковское учреждение, мы однозначно уверены, что в высоких кабинетах сидят уполномоченные люди, зная, что на работу в банк не попадешь просто так, как минимум любой пройдет проверку на отсутствие судимости за корыстные преступления. Потребитель банковской услуги не может нести ответственность за добросовестную работу банкира. Для этого существуют руководители, отдел кадров, служба безопасности”, — подчеркнула UBR.ua юрист юридической фирмы “Астерс” Вольга Шейко.

По словам юристов, обворованным вкладчикам впоследствии сложнее всего доказать такие моменты:

  • у должностного лица финучреждения, с которым клиент заключает договор, на момент такого заключения были необходимые полномочия;
  • деньги в финучреждение были внесены вкладчиком или уполномоченным лицом;
  • лицо-кассир в момент финансовых операций находился в трудовых отношениях с финучреждением;
  • деньги вкладчика подлежали внесению на конкретный счет клиента;
  • в случае с депозитами — доказывание того факта, что деньги снимались лицом, которое не является клиентом.

Правоведы продолжают давать вкладчикам старый совет — максимально пристально проверять, подписываемые депозитные договоры. И вычитывать все доверенности на пользование деньгами, если они выписываются.

“Но, если деньги из банка уже украли, необходимо сразу же заявлять об этом в правоохранительные органы, добиваться открытия уголовного производства и его расследования, и параллельно вести судебные процессы против банка и его сотрудника о взыскании украденных средств”, — сказал UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения “Suprema Lex” Мороз Виктор.

К сожалению украинцам приходится все чаще прибегать к помощи силовиков. Слишком уж часто они в последние годы сталкиваются с нечистыми на руку финансистами.

“Уголовных дел в отношении проворовавшихся банкиров меньше не становится. Причем, в самых разных банках: как проблемных, где уже работает временная администрация, так и нормально функционирующих. Очень много случаев краж и судебных споров с потерпевшими в Приватбанке, где, похоже, серьезные проблемы в кадровой политике и из рук вон плохое отношение к клиентам. Еще такие истории фиксировались в Укрсоцбанке, Райффайзен Банке Аваль, Имэксбанке и банке “Хрещатик”. Банки очень редко идут на компромисс и улаживают конфликты в досудебном порядке. Чаще всего судятся с людьми, чтобы не отдавать им деньги. Причем, судятся очень долго — по 11-15 лет”, — подчеркнул Ростислав Кравец.

Елена Лысенко, UBR

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка