Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, или Что делать в случае вспышки коронавируса на работе

Почти год прошел с тех пор, как COVID-19 вторгся в жизнь каждого из нас, ударив не только по иммунитету, но и по кошельку. Увольнения, несоблюдение правил безопасности, бессрочные отпуска и тысячи инфицированных на рабочем месте – все это произошло, когда пандемия только дала о себе знать. Сегодня же подобные ошибки допускать не только опасно для жизни, но и противозаконно.  “112.ua” расскажет, на что вы как работник имеете право, что делать работодателю в случае вспышки заболевания и есть ли какие-то рекомендации по организации труда в условиях пандемии коронавируса.

Не удается найти единого специального законодательства или нормативного документа, которые разъяснили бы права/обязанности сотрудников и работодателей касательно COVID-19 на рабочем месте? Дело не в вашей невнимательности. Ведь, несмотря на то, что вопросы касательно охраны и безопасности труда работников регулируются множеством международных актов и актов национального законодательства, алгоритм действий при вспышке ковид на рабочем месте до сих пор остается неясным.

Но как тогда действовать в том или ином случае, спросите вы. Мы ответим: есть ряд различных документов, разъяснений и рекомендаций, на которые следует опираться работодателю и сотруднику относительно работы в период пандемии. Разберем несколько из них.

Что нужно делать работодателю?

Согласно руководству Международной организации труда, в связи с нестабильностью эпидемиологической ситуации с распространением коронавируса работодателям в первую очередь следует назначить одного или группу координаторов для доведения до ведома сотрудников информации о COVID-19 (эпидемиологическая ситуация, актуальные медицинские советы, рекомендации, касающиеся производственной гигиены и социального или физического дистанцирования). Считается, что это поможет сотрудникам ощущать себя в курсе событий и чувствовать поддержку (влияет на мотивацию адаптироваться и помочь предприятию пережить трудные времена).

Разумеется, не обойтись и без мер предосторожности в виде температурного скрининга, проветривания помещений и дезинфекции. Но интересно, что как таковой обязанности  по безукоризненному выполнению этих рекомендаций у работодателей нет. Ставка делается на то, что это и так в их интересах, ведь подобные меры помогут обеспечить работу своего предприятия.

Может ли работодатель не допустить к работе сотрудника с симптомами респираторного заболевания?

Если рассматривать этот вопрос в соответствии с требованиями национального законодательства, то, как отмечает в комментарии “112.ua адвокат, к. ю. н. основатель юридического Телеграмм-канала “Адвокат Права” Денис Головин, руководитель предприятия действительно должен обеспечить недопущение к рабочему месту работников с симптомами острого респираторного заболевания, в том числе с повышенной температурой тела.

“Если работодатель считает, что работник представляет опасность для здоровья окружающих, например, из-за наличия симптомов коронавирусной инфекции COVID-19, то работодатель может направить такого работника домой с последующим оформлением листка нетрудоспособности на основании непригодности к работе”, – говорит адвокат.

Но в действительности в связи с тем, что руководитель не является медработником и не может установить, являются ли симптомы острыми, ковид ли это или же аллергическая реакция, говорить об обязанностях работодателя нет смысла.

Также интересно, что, согласно различным рекомендациям, работодатель должен попросить работника обратиться к врачу, пройти тестирование и обследование, чтобы получить разрешение для возвращения на работу.

“У нас не разработан протокол самоизоляции.  Такие рекомендации приведут к еще большему заражению, ведь сотрудник едет в общественном транспорте, стоит в общей очереди к семейному врачу, чтобы тот дал ему направление на сдачу анализов, где его также ждет общая очередь – количество зараженных только увеличивается”, – объясняет в комментарии “112.ua старший партнер Адвокатской компании “Кравец и партнеры”, адвокат Ростислав Кравец.

Стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, сотруднику, у которого лабораторно подтвержден COVID-19, будет выдан листок нетрудоспособности.

Нужно ли работодателю сообщать о заболевшем сотруднике?

Согласно законодательству – нет. Но в одном из интервью главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко рекомендовал работодателям в этом случае обращаться в территориальные лабораторные центры Минздрава. Эпидемиолог этого ТЛЦ, закрепленный за территорией, на которой находится предприятие, проведет эпидемиологическое расследование и предоставит необходимые рекомендации, в том числе по самоизоляции лиц, контактировавших с заболевшим. Также Ляшко советует в случае, если работодатель обратились к ТЛЦ, а никакой реакции не последовало, позвонить на горячую линию Минздрава.

Но стоит ли говорить о том, как все происходит на практике, ведь даже в том случае, если человек, с высокой долей вероятности, заразится коронавирусом на работе, законодательством не предусмотрено получение каких-либо компенсаций.

Можно ли оформлять работнику временную нетрудоспособность без диагноза COVID-19? 

Нет, поскольку, действуя таким образом, работодатели потенциально рискуют нарушить законодательство о труде, даже если работник согласен с таким подходом.

Полагается ли работнику оплата периода его нетрудоспособности?

Официально утвержденных нормативных актов, регламентирующих обязанности работодателя в случае болезни его работника COVID-19, не так уж и много. Но есть прямо предусмотренная обязанность – оплата работнику периода нетрудоспособности по правилам, установленным Законом от 23.09.1999 №1105-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 26.06.2015   №440.

Согласно общему правилу, работникам, заболевшим COVID-19, больничный оплачивается в зависимости от их страхового стажа (если страховой стаж внушительный,  процент оплаты пособия по временной нетрудоспособности стартует от 60-70% средней зарплаты). Уточнить его можно в Пенсионном фонде. Но сумма не впечатлит вас, ведь недавно выплаты уменьшили, теперь пособие по временной нетрудоспособности по причине самоизоляции в связи с COVID-19 выплачивается в размере 50% средней зарплаты застрахованного лица независимо от страхового стажа.

Стоит отметить, что в связи с введением карантина были внесены изменения и в Закон №1105. Сегодня оплата периода нетрудоспособности осуществляется не только заболевшим, но и лицам, находящимся на самоизоляции под контролем врачей.

Нужно ли уходить на самоизоляцию лицам, контактировавшим с работником, больным COVID-19, и может ли работодатель не допустить таких лиц к работе?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретной ситуации (перечень случаев, когда лица подлежат самоизоляции, приведены в п. 20 Постановления №641). В частности, уйти на самоизоляцию должны лица, имевшие контакт с пациентом с подтвержденным COVID-19. Но если все меры предосторожности были соблюдены, то необходимости в самоизоляции нет.

“Сам работодатель не уполномочен определять, кто подлежит самоизоляции и, соответственно, не имеет права не допускать работников к работе. Этим занимаются эпидемиологи. Если есть необходимость в самоизоляции, лицам, имевшим контакт с заболевшим, выдают больничные листы. И тогда уже работодатель обязан будет оплатить им больничный в размере 50% средней зарплаты работника”, – отмечает адвокат Денис Головин.

Что же делать работодателю в этой ситуации – самостоятельно принять меры безопасности и, если есть возможность, временно перевести работников, имевших контакт с заболевшим, на дистанционную работу. Также, при желании и возможности, работники, контактировавшие с заболевшим, могут взять ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты. Насильно отправлять в отпуск работника в этой ситуации работодатель не имеет права – все только по обоюдному согласию.

Обязан ли переболевший COVID-19 работник перед тем, как приступить к своим обязанностям, показать работодателю результаты теста на COVID-19?

Если вы переболели и получили негативный тест на COVID-19, выходя на работу, вы не обязаны предоставлять работодателю результаты теста. Основанием для допуска к работе сотрудника является предоставление им закрытого листка нетрудоспособности (врач может закрыть больничный лишь при наличии негативного теста на COVID-19).

Должен ли работодатель оплатить тестирование?

По словам адвоката Дениса Головина, согласно КЗоТ, ст. 17 Закона Украины “Об охране труда”, п. 2 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 23 мая 2001 года №559, проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, осуществляется за счет работодателя.

“Если при устройстве на работу вы подписывали трудовой или коллективный договор, где указаны требования об обязательном проведении ПЦР-тестирования после отпуска, “больничного” или другие требования работодателя, в таком случае невыполнение этого требования будет трактоваться как нарушение условий трудового или коллективного договора. Если эти требования не предусмотрены договором, а вас отстраняют от работы из-за отсутствия ПЦР-теста – это нарушение законодательства”, – отмечает эксперт.

Во всех других случаях обязанности обеспечивать тестирование сотрудников у работодателя нет. Все происходит исключительно по его желанию, ведь государство не компенсирует эти расходы. Более того, налоговая может даже заработать на них.

Я оплачивал всем своим сотрудникам тесты, чтобы быть уверенным, что они будут здоровы и не будут заражать ни других сотрудников, ни клиентов. Делал я это неофициально, поскольку бесплатное для сотрудников тестирование — это дополнительное благо, оно должно облагаться налогом“, – говорит Ростислав Кравец.

Так или иначе, но даже при наличии у работников подтвержденных случаев заболевания COVID-19 работодатель не обязан отправлять весь персонал на тестированиеНеобходимость в тестировании определяет учреждение здравоохранения (эпидемиологи), но, как мы помним, только в том случае, если работодатель к ним обратится. Если же нет, сдавать тест или нет – решаете вы и работодатель.

В каком случае предприятие приостанавливает свою деятельность?

Если весь коллектив предприятия или работники отдельного структурного подразделения, которые могли контактировать с больным, должны уйти на самоизоляцию (оставаться дома и не посещать рабочее место). Для предприятия это будет означать полное или частичное приостановление его деятельности – простой (в таких случаях работодателю придется вводить простой для всего предприятия или его структурного подразделения сроком на 14 календарных дней).

Объявление простоя не требует согласования с трудовым коллективом, поэтому он может быть введен по единоличному решению работодателя. В приказе о введении простоя обязательно следует указать причины и период, касается простой всего предприятия или отдельного структурного подразделения. Отмечается также дата окончания срока простоя и местонахождение людей в этот период“, – говорит Денис Головин.

По словам адвоката, в таком случае в приказе следует четко прописать, что работники должны находиться дома. При этом  содержание приказа должно быть доведено до сведения работников всеми доступными способами, к примеру, рассылкой на их электронные адреса с требованием о направлении ответа, подтверждающего ознакомление с приказом. Что касается личных подписей работников для формирования кадровой документации, то их можно собрать по окончании карантинных мероприятий, из-за которых и произошел простой.

Осуществляется ли оплата периода  простоя контактным работникам, которые не болеют, но вынуждены находится на самоизоляции?

Да, оплата действительно осуществляется в размере 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), как это предусмотрено ч. 1 ст. 113 КЗоТ, или в размере, который предусмотрен в коллективном договоре предприятия.

***

Вопросов больше, чем ответов. Ведь на самом деле даже в законодательстве нет ни одного акта, который бы объяснил, как реагировать в том или ином случае,  помогал бы бизнесу выжить, а сотрудникам – компенсировать затраты на лечение. Поэтому принятие решения о том, что делать или как действовать, полностью ложится на плечи руководителей и сотрудников. Мы лишь можем посоветовать, что в идеале действовать нужно точно не по наитию или из меркантильных соображений. Действовать нужно исходя из здравого смысла.

Ирина Шостак, 112.UA

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка