Просрочили кредит? Прощайтесь с картой. Ощадбанк взялся за нерадивых заемщиков

Читатели «Минфина» стали чаще жаловаться на Ощадбанк. Во многих претензиях суть одна и та же: мол, банк блокирует зарплатные и даже социальные карты, как правило, из-за просрочки по кредиту. Реструктуризировать долг банк отказывается. «Минфин» разбирался, что происходит.

Карантин начинает бить по платежной дисциплине заемщиков. Украинцы чаще допускают просрочки по карточным кредитам. Банки в долгу не остаются. Не имея возможности начислять штрафы и пени, они блокируют карты клиентов.

«Верните мою зарплату»

В начале апреля клиенты Ощадбанка оставили на портале более 20 комментариев с просьбой разблокировать банковскую карту. 

Автор отзыва под ником atymoha рассказал, что Ощадбанк заблокировал карту, на которую приходила его зарплата. Более того, со счета сняли все начисленные деньги — 9 тыс. грн. При обращении в банк сказали заплатить всю сумму кредита, а это 58 тыс. грн. Только тогда блокировку снимут. На просьбу оформить частичное списание или реструктуризацию банк ответил отказом.

В контакт-центре консультанты не взялись решить проблему. Они лишь подтвердили, что все карты заблокированы до полного погашения кредита. «Все заработанные мною средства, которые будут приходить на зарплатную карту, банк будет сразу же полностью снимать, пока не снимет все 58 тыс. грн. Где брать деньги на проживание все это время?» — недопонимает atymoha.

Это далеко не единственный случай. «Ощадбанк оставил меня с маленьким ребёнком без денег, заблокировав зарплатную карту! Прошу помочь… списывайте часть денежных средств, которые поступают, но без предупреждения блокировать, и за что житъ? Прошу вас, разблокировать карту», — написала пользователь под ником Ireska76

Без денег остались даже пенсионеры. Пользователь Barrrs жалуется: «Пенсия — единственный источник дохода. Имею просроченный кредит, заблокировали все карты и даже карту матери, подвязанную под мой пенсионный счет».

По его словам, блокировку карты в Ощадбанке объяснили внутренним постановлением. Всю пенсию банк перечислил на погашение кредита.

Клиентка Ощадбанка с ником sonuwa рассказала, что финучреждение заблокировало сразу три карты. «Наложен арест без предупреждения и без решения суда на социальную, зарплатную и кредитную карты», — пишет она. 

В ответ на отзывы служба поддержки уверяет, что банк разберется с каждой проблемой, и просит отправить все данные для проверки ситуации. Но подтвердили решение вопроса только единицы, другие клиенты до сих пор в режиме ожидания.

На запрос «Минфина» в Ощадбанке не ответили. Поэтому мы обратились за разъяснением к юристам.

Кто прав и что делать клиенту

В период карантина взаимоотношения заемщиков и банков регулируются особо. Заемщики обязаны продолжать обслуживать кредиты. Но если допускают просрочку, банки не имеют права их штрафовать или начислять пени. А вот о запрете блокировать карты в документе ничего не говорится. 

Выходит, юридически банки имеют полное право наказывать таким образом недисциплинированных клиентов. По словам адвоката, управляющего партнера ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаила Можаева, условие о возможном блокировании карты часто фигурирует в договоре между клиентом и банком. «Если такое условие прописано в договоре, банк имеет право им воспользоваться», — говорит он.

«Если клиент просрочил платеж по кредиту, банк начинает списывать задолженность с других карт или счетов, чтобы взыскать проценты. И оснований жаловаться на блокирование карты фактически нет», — рассказывает адвокат, старший партнер АК «Ростислав Кравец и партнеры».

Адвокат, партнер АО «Радзиевский и Яровой» Анатолий Яровой отмечает, что списание задолженности со счета возможно только по решению суда через исполнительную службу. Для разных типов счетов установлены лимиты на взыскание средств — в процентном отношении от дохода.

«Нужно внимательно читать договор перед подписанием. Но даже если в нем будет написано о праве банка блокировать другие счета или проводить внедоговорное списание со счетов, это не значит, что такая норма является законной», — утверждает Яровой.

В таких случаях он советует подавать жалобу в Нацбанк или обжаловать действия кредитора в суде.

МИНФИН

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка