“Легализация или обычная профанация”: Ростислав Кравец о налоговой амнистии

Депутаты на днях приняли Закон направленный на стимулирование детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет (далее – Закон).

Одним из положений Закона предложено освободить (при условии подачи одноразовой декларации и уплаты определенного сбора) от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства лиц, активы которых были получены за счет доходов, подлежащих в момент их начисления (получения) налогообложению в Украине и с которых не были уплачены или оплачены не в полном объеме налоги и / или которые не были задекларированы в нарушение налогового и валютного законодательства, в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.

Однократное (специальное) добровольное декларирование активов физических лиц, в случае подписания Закона Президентом, будет проводиться в период с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022.

Стоить отметить, что декларантами не могут быть:

– малолетние / несовершеннолетние или недееспособные лица, или лица дееспособность которых ограничена и над такими лицами установлена опека / попечительство;

– лица, которые любой период, начиная с 1 января 2010 года, выполняют или выполняли в Украине публичные функции;

– лица, в отношении которых со стороны Украины применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях».

Уплата сбора осуществляется в течение 30 календарных дней с даты подачи декларации и может быть рассрочена на три равные части до 01 ноября 2024.

В случае неуплаты или уплаты в неполном объеме суммы, декларация считается неподанной и на декларанта не распространяются «государственные гарантии» и освобождение от ответственности.

Довольно анекдотично выглядит ситуация с ОВГЗ, которые само государство фактически приравняло к инструменту отмывания средств полученных преступным путем.

Базой для начисления является денежная стоимость соответствующего объекта декларирования, однако не указано на какой период (декларирования или приобретения), что полностью делает декларирование бессмысленным.

Ставки установлены от 2,5% до 11,5% в зависимости от активов и сроков оплаты.

Если лицо не подало декларацию, оно считается таким, что сообщило контролирующему органу об отсутствии в собственности по состоянию на дату завершения периода проведения декларирования, активов полученных (приобретенных) за счет доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством на момент начисления (получения) таких доходов и / или состав и объем таких активов находится в пределах:

– активы, суммарная стоимость которых не превышает 400 000 гривен;

– квартира / квартиры, общая площадь которой / которых не превышает в совокупности 120 квадратных метров;

– жилой дом / жилые дома, зарегистрированный / зарегистрированные в установленном порядке в Украине, общая площадь которого / которых совокупно не превышает 240 квадратных метров;

– объекты нежилой недвижимости, общая площадь которых не превышает 60 квадратных метров;

– земельные участки, совокупный размер которых по каждому отдельному участку не превышает нормы бесплатной передачи, определенной статьей 121 ЗК Украины;

– одно транспортное средство личного некоммерческого использования (кроме транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 человек и более, включая водителя, легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя не менее 3000 кубических сантиметров и / или среднерыночной стоимостью свыше 400 000 гривен, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 кубических сантиметров, самолета, вертолета, яхты, катера).

Сами гарантии государства об освобождении от ответственности и не преследовании лиц подавших декларации выглядят довольно смехотворно и могут быть в любой момент отозваны или изменены.

А судя по тому, что срок привлечения к ответственности по данным статьям уголовного кодекса давно прошел или пройдет в случае привлечения лиц к ответственности, за якобы «незаконное имущество и активы», то вообще непонятен смысл декларирования.

Касательно декларирования наличных средств, их придется внести на специальный счет в банке и все таки пояснить источник их происхождение и только после этого можно иметь призрачную надежду на их возврат.

Кроме абсурдности и несогласованности самого Закона такое освобождение приведет к нарушению требований Конституции Украины, в части обязанности каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом и соблюдения законодательства Украины.

Также Закон нарушает и принцип неотвратимости наказания в случае нарушения налогового законодательства.

И в заключении стоит отметить, что распространение декларирования не на всех налогоплательщиков, также не соответствует Конституции Украины, согласно которой все равны перед законом.

Подводя итог можно сказать, что судя по всему, лучше не подать декларацию, чем подать и фактически в дальнейшем нести ответственность без доказанной вины. Озвученные же в Законе «государственные гарантии», любой взрослый человек в этой стране понимает, что не стоят и бумаги на которой они написаны.

Ростислав Кравец

Старший партнер, Адвокат АО Кравец и партнеры для ДЕНЬГИ

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка