Огромные штрафы и эвакуация без полиции: как и когда будут наказывать за неправильную парковку

Эксперты убеждены, что решение проблемы начинается не с наказания провинившихся.

Как уже вкратце писали «Вести», парламентарии в первом чтении приняли проект закона, предусматривающий санкции в отношении водителей за неправильную парковку. В частности, документ вводит систему автоматизированного контроля и штрафов, а парковщики получают право эвакуировать авто.

Как будут фиксировать нарушения?

Законопроектом предлагается внедрение фото- и видеофиксации нарушений водителями правил остановки, а протокол о штрафе парковщики должны оставлять на лобовом стекле. «Парковочный инспектор, используя специальный девайс, будет проходить или проезжать мимо припаркованных автомобилей, сканируя номерные знаки. Программа в автоматическом режиме сверит данные об оплате парковки и в случае выявления нарушений сразу же распечатает штраф», — рассказывает «Вестям» о планах и.о главы «Киевтранспарксервиса» Валентин Касапчук.

Когда заработает система?

По словам Касапчука, в случае успешного принятия законопроекта во втором чтении (запланирован к рассмотрению в сентябре), такая система может заработать уже через год. «Первый год после принятия закона уйдет на закупку оборудования, запуск в тестовом режиме и наладку системы видеофиксации. Мы надеемся, что в полную силу система заработает уже с начала 2019 года», — отметил Касапчук.

Можно ли будет рассчитаться за парковку наличными?

В числе нововведений — оплата парковки только по безналу. Как рассказал замглавы КГГА по транспорту Илья Сагайдак, оплата будет осуществляться лишь с помощью специальных терминалов и других безналичных способов оплаты. «Первые 15 минут стоянки будут бесплатны. Затем нужно платить. Согласно законопроекту, паркоматы будут располагаться на всех парковочных площадках каждые 100 метров. Тарифы на парковку останутся прежними», — отметил Сагайдак.

Какие штрафы предусмотрены?

Для того чтобы окупить капиталовложения, необходимые для внедрения фото- и видеофиксации, авторы проекта предлагают ввести крупные штрафы. Размер взыскания предлагают привязать к цене парковки в час и сделать в 20 раз больше этой суммы. Дифференцированные штрафы связаны с тем, что в Киеве действуют разные тарифы на парковку в зависимости от расположения паркоместа — 5, 7 и 10 грн за час. Таким образом штрафы могут составить 100, 140 и 200 грн. Правда, в случае уплаты штрафа в течение десяти банковских дней нарушитель получит скидку в 50%.

Разрешат ли парковщикам эвакуировать авто?

Проект предлагает предоставить парковщикам право эвакуировать авто без привлечения полиции, если машина мешает дорожному движению или угрожает его безопасности, а также в случае парковки на местах для инвалидов, на трамвайных путях, пешеходных переходах и т.д. После эвакуации в известность ставится полиция, а владельцу автомобиля приходит смс-сообщение (в случае если человек есть в базе полиции). Забрать владелец сможет после уплаты штрафа и стоимости услуг по эвакуации и хранению автомобиля.

«Это противоречит Конституции»

Тем временем эксперты убеждены, что решение проблемы парковки в городах начинается не с наказания провинившихся, а с создания условий для нормальной парковки и комфортного перемещения. Так, по мнению советника министра инфраструктуры Александра Кавы, силовой механизм сбора штрафов с населения только увеличит недовольство среди населения.

«Найдите хоть малейшие изменения в этой сфере за последнее время. Ну поставили паркоматы и что?! Как брали наличку, так и берут. Как парковались безобразно, так и паркуются. Поэтому закручивание гаек ничего не даст. Проблему нужно решать, начиная с создания удобной и качественной альтернативы перемещения по городу. В противном случае мы получим очередной закон, который будет лежать на полке и не выполняться», — считает Кава.

Более того, по словам юриста Ростислава Кравца, норма о штрафовании собственника авто является неконституционной.

«Есть статья 61 Конституции Украины, которая предусматривает индивидуальную ответственность за правонарушение. И пока не будет изменена Конституция, а как мы понимаем, под КУАПП никто ее менять не будет, этот закон выполнить не возможно», — отмечает Кравец.

Он имеет в виду то, что авто может принадлежать одному человеку, а за рулем в момент нарушения может быть его родственник или же человек, который купил машину по доверенности.

Согласен с мнением коллеги юрист Вадим Володарский. «Еще в 2010 году Конституционный суд высказал четкую позицию относительно подобных инициатив, когда к ответственности предлагается привлечь не то лицо, которое непосредственно нарушило закон, а человека на которого формально зарегистрировано транспортное средство. Согласно ему, любое подобное постановление, оставленное под стеклом, с легкостью обжалуется в суде», — отметил Володарский.

Антон Дранник, ВЕСТИ