Кому нужны новые КВЭДы?

В течение 2012 года всем субъектам предпринимательской деятельности в обязательном порядке необходимо было заменить старые коды видов экономической деятельности на новые.

Однако календарного года может и не хватить для перехода, поскольку органы регистрации не справляются с наплывом желающих.

Предприниматели надеются, что переходный период будет продолжен в 2013 году, иначе без новых кодов они не смогут сдать свою отчетность в органы власти.

С января 2013 года весь бизнес (ФЛП и юридические лица) будет работать по новому классификатору видов экономической деятельности (далее – КВЭД-2010), который используется для предоставления финансовой, статистической, налоговой, таможенной, банковской информации в органы власти.

Эти коды важны тем, что входят практически во все базы данных, которыми обладают органы власти.

Классификатор “КВЭД-2010” был введен в Украине еще в 2012 году, но его использование было необязательным, поскольку параллельно в этом году еще действуют КВЭДы старого образца (“КВЭД-2005”) в рамках переходного периода органов власти на новые коды.

В то же время, субъекты хозяйствования, в том числе и ООО, созданные в 2012 году, получили документы с кодами “КВЭД-2010”.

В то же время, компании, которые зарегистрированы до 2012 года и работают по “КВЭД-2005” в этом году, должны перерегистрироваться и получить новые коды согласно новому классификатору видов экономической деятельности.

Таким образом, вступление в силу “КВЭД-2010” с 2012 года не обязывало юридических лиц и предпринимателей, зарегистрированных до 2012 года, немедленно переходить на новую систему.

Они могли продолжать работу под старыми кодами, но в течение этого года должны были привести документы в соответствие с новыми кодами.

Для такого переоформления бизнесмену было необходимо в течение 2012 года обратиться к государственному регистратору, подать регистрационные карточки с указанием новых “КВЭД”, и предоставить определенный перечень документов.

После регистрации новых КВЭД у государственного регистратора необходимо обратиться в орган статистики и получить новую справку из Единого государственного реестра предприятий, организаций, учреждений с новыми кодами деятельности. Плательщики единого налога должны были еще внести изменения в Свидетельство плательщика единого налога.

Регистрация изменений кодов деятельности осуществляется бесплатно. Хотя, правильнее назвать ее “условно бесплатной”, поскольку предпринимателю необходимо уплатить административные услуги, связанные с переходом на новый КВЭД.

“Формально перерегистрация бесплатная, однако для получения справки из ЕГРПОУ нужно предоставить в органы статистики квитанцию об оплате государственной услуги по выдаче данного документа. Для юрлиц – 26 гривен, для физлиц – 15,56 гривны”, – говорит старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.

Данные суммы не являются критическими для бизнеса, однако, если, например, умножить тариф административных услуг для 1,285 миллиона юрлиц, зарегистрированных в Едином государственном реестре предприятий и организаций, то получится совершенно приличная сумма – 33,4 миллиона гривен (без учета комиссии банков).

На перерегистрации решили заработать и юридические компании, предлагая клиентам за несколько сотен гривен поменять за них старые коды на новые.

Однако, как бы там ни было, но бизнес может и не успеть перейти на новый КВЭД.

Как оказывается, госрегистраторы не справляются с наплывом бизнесменов, поскольку, кроме желающих получить новые коды, к ним обращаются те, кто регистрируется предпринимателем, прекращает предпринимательскую деятельность или меняет свои свидетельства.

Кроме того, достаточно большое количество предпринимателей задумалось о переходе на новый КВЭД в последний момент, чем и вызван сегодня небывалый ажиотаж и очереди в органах регистрации и статистики.

Причина такого аврала довольно проста: те предприниматели, которые не успеют перейти на новые КВЭДы, попадут в список нарушителей закона.

“Каких-то штрафных санкций не предусмотрено. Однако, при сдаче отчетности в Налоговую, Пенсионный фонд, оформлении товаров на таможне могут возникнуть проблемы. Предпринимателям могут отказать в приеме и оформлении документов без новой справки статистики с указанием новых КВЭД. Кроме того, некоторые банки уже сейчас требуют от своих клиентов предоставить новые справки”, – отмечает Кравец.

Кроме юридических лиц получить коды экономической деятельности обязаны и предприниматели, работающие на едином налоге (все 6 групп). Эта новация, кроме создания очередей, возмутила и участников рынка, которые не до конца понимают, зачем торговцу на рынке получать КВЭД.

“Зачем предпринимателям, работающим по единому налогу, торгующим сегодня пирожками, а завтра кофточками, менять виды деятельности, а соответственно и КВЭДы? Ведь изменение КВЭД касается всех. Кому это надо? А если человек хочет каждый месяц пробовать различные виды деятельности или его бизнес-планы разносторонние?

Ему тоже постоянно нужно менять бумажки? Поэтому сейчас и образуются очереди, как к Мавзолею. Я думаю, что если предприниматели не успеют перейти, то будет продолжение”, – отмечает исполнительный директор Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (УАСБА) Вера Ковальчук.

По ее словам процедура смены КВЭД традиционная для украинских реалий: приходишь, ждешь, заполняешь заявление (4 листа потраченной бумаги), затем эти КВЭДы вносят в твою электронную карточку регистрации.

“Бежишь в статистику, затем в банк оплачивать квитанцию, а там обед, возвращаешься – уже и в статистике обед. Получаешь бумажку, кладешь в папку и никому не показываешь, так как ее никто не смотрит. Затем идешь в Налоговую, пишешь новое заявление – еще 4 листа, сдаешь. Свидетельство единого налога ждешь 2 недели, и тебе в свидетельство впечатывают новые КВЭДы. Радуешься, что ты еще на шаг стал ближе к Европе (новые КВЭДы соответствуют европейским стандартам)”, – объясняет Ковальчук.

Юрий Винничук, Finance.ua

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка