“Жигули” под прицелом. Чего ждать водителям от новых методов борьбы с угонщиками в Украине

С 25 сентября суды будут выносить более суровые наказания за незаконное завладение транспортным средством. В действие вступила новая редакция статьи 289 Уголовного кодекса, согласно которой такое деяние теперь карается лишением или ограничением свободы сроком от 3 до 12 лет.

Даже за первый в своей жизни угон преступники не смогут отделаться штрафом или условным сроком, а тяжесть деяния определяется теперь не суммой нанесенного ущерба, а стоимостью транспортного средства.

Правда, юристы сомневаются, что угонщики в связи с ужесточением наказаний откажутся от своего источника заработка. “112.ua разбирался, смогут ли на самом деле новые ограничения поспособствовать пресечению незаконной практики.

Новые наказания

Целью угонщиков может оказаться любой автомобиль, если он не имеет должной защиты. Высокой популярностью у преступников пользуются не только иномарки типа Toyota/Lexus, Honda, BMW, Mercedes, но и, казалось бы, “никому не нужные” советские “Жигули”. Теперь более суровое наказание ждет тех, кто позарится на самые дорогие авто.

Санкции в отношении лиц, привлеченных к ответственности за незаконное завладение транспортным средством по ст. 289 Уголовного кодекса
Стоимость ТС (рассчитывается на основании установленного размера налоговой социальной льготы)Мера наказания
До 105,1 тыс. грн

Ограничение/лишение свободы
сроком от 3 до 5 лет
От 105,1 до 262,75 тыс. грнЛишение свободы
сроком от 5 до 8 лет
Более 262, 75 тыс. грн

Лишение свободы
сроком от 8 до 12 лет

“Законодатели решили изменить подход к определению тяжести подобных преступлений, исходя из того, что раньше преступники ограничивались минимальным наказанием, если угнанное авто было возвращено в целости, без существенных повреждений. На размер материального ущерба мог повлиять даже объем израсходованного бензина. Однако в своем новом виде статья стала противоречить другой норме Уголовного кодекса, согласно которой степень тяжести преступления определяется именно в зависимости от размера причиненного материального ущерба. Неужели человек, у которого нет средств на покупку дорогостоящего авто, пострадал меньше, чем владелец иномарки? И какую стоимость будет принимать во внимание суд – фактическую или рыночную?” – задается вопросом адвокат Ростислав Кравец.

Угоняют чаще всего под покровом ночи и в выходные дни: пока жертва хватится и обнаружит пропажу, авто успеют “переодеть” на другие номера и незаметно перегнать на место отстоя, которое может находиться в другой части Украины.

Затерявшись в бесчисленных переулках и безлюдных лесополосах, преступники некоторое время ведут на машиной наблюдение: их специальный сканер мог “не засечь” установленный в машине “маячок”.

Теперь использование специальных технических средств считается отягчающим обстоятельством. Кодграбберы и ретрансляторы для вскрытия авто и запуска двигателя, сканеры для поиска “маячков”, подавители GPS и GSM сигналов, устройства для перезаписи данных бортового компьютера и т.д. могут выйти угонщику боком.
Правда, эксперты указывают на другую немаловажную деталь, которая может свести на нет законодательные изменения в части усиления меры наказания: доказать применение тех или иных технических средств для угона конкретного автомобиля практически невозможно.

Исследования полицейских показывают, что две трети транспортных средств похищают с целью последующей перепродажи, 20% отправляются на запчасти, а остальные используют для совершения других преступлений.

Угонщики-профи вооружены до зубов и имеют налаженные “каналы сбыта” у перекупщиков, на разборках и на “черных” СТО. Учитывая эти обстоятельства, депутаты изначально намеревались обновить также ряд других законодательных норм: определить ответственность за содержание мест сокрытия, разукомплектования или переоборудования транспортных средств (ст. 290 Уголовного кодекса) и позволить проводить негласные следственные действия до соответствующего постановления судьи (ст. 250 Уголовно-процессуального кодекса). Однако легким росчерком пера под окончательной редакцией закона президент дал жизнь только тем правкам, которые влияют на судьбу уже подсудимых преступников.

По мнению экспертов, усиление наказания не сможет существенно снизить количество самих угонов или повысить их раскрываемость. Расследование этой категории дел в уголовном розыске обстоят не самым лучшим образом, несмотря на появление время от времени сообщений о задержании бандитов.

Пассивный розыск

Некоторые модели иномарок могут иметь свыше 5 своих “двойников” на качественно подделанных номерах. При этом раскрываемость таких преступлений (ст. 290 УК “уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства”) остается крайне низкой: до суда доходит от 0,8% до 1% от изначально зарегистрированных сообщений, при этом в большинстве случаев о существовании “клона” авто даже не догадываются.

Качественно бороться с преступностью мешает сама законодательная база. Так, после упразднения ГАИ, в 2017 году, утратила силу “Инструкция по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы”, в одном из разделов которой был определен порядок действий по розыску транспортных средств. Гаишники имели право останавливать подозреваемые в угоне машины с целью проверки номеров кузова и двигателя. На сегодняшний день буква закона никак не регламентирует права и обязанности сотрудника полиции и водителя в части проведения проверки номеров агрегатов.

Деятельность организованных преступных группировок могла бы пресечь возможность проведения негласных следственных (розыскных) мероприятий до соответствующего постановления судьи, как это изначально и предлагали сделать депутаты. Однако таким инструментом правоохранители могут пользоваться только для пресечения опасных для жизни и совершенных в особо крупных размерах преступлений. Статья 289 Уголовного кодекса (“за незаконное завладение транспортным средством”) при этом все еще находится в разделе “преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта“, а не “преступлений против собственности”.

По мнению адвокатов, внесенные в законодательство изменения не смогут значительно сократить количество случаев квалифицированного угона и будут касаться в основном мелких угонщиков, которые совершают преступления импульсивно, без глубоко продуманного заранее плана.

“Количество угонов снизится процентов на 10 максимум. Крупные криминальные группировки, которые промышляют разными видами преступной деятельности, будут переориентировать свой “бизнес”. А вообще усиление уголовной ответственности за похищение транспортного средства повлияет в итоге на его стоимость на черном рынке, угонщики будут больше запрашивать за свою работу”, – прогнозирует Владислав Антонов.

Сами “с усами”

После ухода из “органов” бывшие милиционеры или же нынешние полицейские сами иногда начинают заниматься преступным промыслом, имея хорошо налаженные связи в уголовном мире. С начала года Национальная полиция сообщила о подозрении в угоне иномарки правоохранителю из Одессы, разоблачила деятельность преступной группировки под руководством главы сельсовета Чабанов, а также раскрыла запутанную схему похищения иномарок из стран ЕС, к которой причастны, по мнению следствия, сын экс-главы Конституционного суда Украины и депутат Ужгородского горсовета.

Показательна и история юриста Максима Шкварко, на “ласточке” которого, как следует из независимого расследования, катались сотрудники правоохранительных органов из Харькова.

“У меня самого когда-то угнали красную Mazda 3, которая потом обнаружилась с перебитыми номерами на сайте продаж в Харькове. Полиция мне совершенно никак не помогала со случившимся, так что я рассчитывал исключительно на собственные силы. Я даже смог определить, на фоне какого ЖК было сделано фото в рекламном объявлении, но все эти данные следователь воспринимала без особого энтузиазма. В общем это долгая история, которая уже сделала меня известным на всю страну. Теперь я сам решил заняться частным сыском угнанных машин. За работу я беру отдельную сумму. А в случае, если авто все-таки удается найти и вернуть, то потерпевший, согласно контракту, дополнительно оплачивает 20% от его стоимости. Находится в среднем 6 из 10 машин, иногда – только их отдельные запчасти”, – рассказал “112.ua” Шкварко.

Предполагалось, что реформа МВД, благодаря которой под вывеской “очищения системы” на смену старым профессионалам с многолетним стажем работы пришли молодые и неопытные сотрудники, уничтожит устоявшиеся коррумпированные связи и повысит эффективность. Однако обновление штата не смогло уничтожить старые правила.

“Преступления как совершались, так и будут совершаться по одной простой причине: при прочих равных, хищение автомобилей – это все-таки высокодоходное преступление, причем как для самих преступников, так и для тех, кто призван с ними бороться. Правоохранителям невыгодно, чтобы угонщиков не было, потому что для них это одна из главных статей дохода. Естественно, никто не будет наступать себе на хвост. При усилении наказания, соответственно, возрастет и “цена откупа” от уголовного преследования. В цивилизованных государствах урон от хищения транспортного средства грамотно компенсируется работой страховых компаний, а в Украине это хотят сделать за счет террора граждан. “Не может от дурного дерева быть доброго плода”, это еще в Библии написано” – замечает бывший угонщик с многолетним стажем и автор блога на специфическую тематику, известный под ником Wasp Killer.

Преступной деятельности по угону авто в Украине, по мнению представителей преступного мира, способствует вся обстановка: беспечность автовладельцев, которые не утруждают себя установкой противоугонных систем и ограничиваются штатной сигнализацией; коррумпированность всей системы власти, которая позволяет откупиться на разных этапах как от оперуполномоченного и следователя, так и от прокурора и судьи; низкий уровень жизни и отсутствие социальных гарантий для законопослушной жизни.

Бывший автоугонщик Wasp Killer выносит свой вердикт сложившейся ситуации:

“Люди идут красть автомобили не ради удовольствия и какого-то адреналина, а потому что ничего другого, кроме как красть, они не умеют, а общество не предоставляет такую возможность. Ни социальных пособий, ни достойных зарплат. Есть только одна социальна гарантия: если ты станешь инвалидом без ноги или доживешь до старости, то никому не будешь нужен”.

“Разбирайтесь сами”

В условиях низкой раскрываемости преступлений украинцам остается рассчитывать только на собственные силы: нанимать частных сыщиков или искать выход на бандитов в попытке выкупить у них авто за 30-40% от его стоимости.

“В тот же день, когда у меня угнали машину, я везде в соцсетях опубликовала объявление об угоне, а знакомые мне предложили написать в группу “Wasp Killer” – эта площадка выступает своего рода посредником между угонщиками и потерпевшими. Мое обращение “взяли в работу”, и на следующий день администратор ответил, что машину нашли: прислали даже фото салона со всеми покупками. За ее координаты угонщики потребовали 5 тысяч долларов”, – рассказывает о недавно пережитых событиях киевлянка Мария Гранковская, владелица черного кроссовера BMW X5.

Недолго думая, девушка перевела деньги по Western Union на счет в России – и уже спустя несколько часов мчалась на всех парах в другой конец города за своей “пропажей”. Все было в целости и сохранности: даже купленная малина в салоне не успела испортиться.

“Странно только, что сперва в полиции сообщили: система видеонаблюдения не смогла нигде обнаружить проезжающую на моих номерах машину. И только потом сотрудники МВД показали мне соответствующий снимок с проспекта Маяковского”, – с недоумением вспоминает Мария.

Девушке, действительно, повезло: по утверждениям экспертов, вернуть авто за выкуп удается не более чем 10% потерпевших. Угонщики никогда не выходят на связь первыми, но найти с ними контакт помогают иногда сами правоохранители или знакомые из криминального мира. В то же время многие потерпевшие от угона становятся вдобавок еще и жертвами телефонных мошенников, которые в большинстве своем “работают” из мест лишения свободы.

“Людей обзванивают по номерам, которые потерпевшие сами оставляют в соцсетях. Представляются угонщиками и предлагают вернуть авто за выкуп, которое в противном случае отправится на разборку. Конечно, машины у них нет: это становится ясно, если расспрашивать их о каких-то деталях или попросить фото. Не исключено, что некоторые “отличительные детали” мошенникам становятся известны от самих правоохранителей, которые до этого взяли показания у потерпевшей стороны. Некоторые в состоянии стресса все же ведутся на такой “развод”. Причем только по одному объявлению может поступать по 10-15 звонков от якобы угонщиков”, – сообщает основатель сообщества “dtp.kiev.ua” Владислав Антонов.

Замминистра МВД Антон Геращенко в своем Фейсбуке при этом предостерегает от практики поощрения преступников в их незаконной деятельности. Правда, урегулирование вопроса завершилось одним только устным призывом к водителям. Усиление наказания за шантаж владельцев авто в новом законе не прописано.

Логичность доводов полицейских уходит далеко в сторону, когда потерпевшие сталкиваются, с одной стороны, с аморфностью следствия и возможностью быстрого возврата авто за определенную плату – с другой. По данным Нацполиции, в течение этого года за выкуп было возвращено 29 авто – чуть более 1% от всего количества угонов.

Так или иначе, итоги борьбы полиции подведет судебная практика в ближайшие годы. А водителям остается только посоветовать самостоятельно позаботиться о безопасности своего автомобиля, оборудовав его противоугонными средствами.

Ксения Цивирко, 112.UA

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Callback order