Почему Рада утонула в поправках к земельной реформе и кому это выгодно?

Вопрос передачи земли местными общинам решает законопроект №2194. Не только он, о чем мы скажем ниже, но нормы этого закона самые спорные. К нему оппозиция подала 3128 поправок.

«2194 передает местным советам право распоряжаться землями за пределами населенных пунктов. Он финализирует земельную децентрализацию, максимально дерегулирует и деконцентрирует сферу земельных отношений, устраняет коррупционные риски в управлении земельными ресурсами. И что важно, его поддерживает Ассоциация городов Украины, Программа USAID АГРО, Всеукраинская ассоциация общин, Всеукраинская аграрная совет», – успокоила нардеп от депутатской группы «Доверие» Лариса БИЛОЗИР.

Также она объяснила, что вторым законопроектом, №2195, предусмотрено, что земельные торги будут происходить путем аукционов в единой электронной системе и режиме реального времени через интернет. По результатам аукциона будет заключаться договор купли-продажи, аренды, суперфиция (право застройки земельного участка. – Ред.), эмфитевзиса (право долгосрочного или бессрочного использования чужого земельного участка. – Ред.) с победителем земельных торгов, который предложил наивысшую цену за участок. К нему подали тысячу поправок.

По количеству поправок можно понять, какой из двух законов в лидерах антирейтинга у оппозиции.

«Вот пять главных опасностей №2194. Аннулируется прямое положение о запрете продажи сельхозземли иностранцам. Отменяется понятие «особо ценные земли». Государство полностью устраняется от контроля использования сельхозземель. Отменяется запрет на снятие верхнего плодородного слоя почвы. Отменяются привилегии для украинских фермеров при покупке», – перечислила лидер фракции «Батькивщина» Юлия ТИМОШЕНКО.

Суровые реалии

Чтобы понять изощренность пути к земельной реформе, действительно достаточно изучить положения законопроекта №2194.

Земля иностранцам. В первом чтении допуск на рынок иностранцев решался устранением одного слова из ст. 33 Земельного кодекса (ЗК). Из положения о том, что земельные участки граждане могут передавать в использование юрлицам Украины убирали слово «Украины». Ко второму чтению оставили более изысканную норму. Поправками в ст. 81 ЗК иностранцам и лицам без гражданства хотят предоставить право приобретать несельскохозяйственную землю. При этом отменяют ст. 186-1 ЗК, которой предусмотрено согласование с уполномоченным органом исполнительной власти проекта землеустройства. То есть, можно будет изменить целевое назначение земли и передать ее иностранцу как несельскохозяйственную.

Права арендатора. Изначально у него должно быть преимущественное право на выкуп земли сельхозназначения, но по новой ст.130-1 в ЗК в очереди перед ним может оказаться лицо со спецразрешением на добычу некоторых видов полезных ископаемых.

Земля не по назначению. Сейчас по ст. 407 Гражданского кодекса право на использование чужого участка может быть установлено договором между владельцем и тем лицом, которое изъявило желание использовать его для сельхознужд. То есть, по условиям эмфитевзиса нельзя работать на участке вопреки целевому назначению. А законопроект предлагает уточнение об использовании для сельхознужд убрать.

Права землепользователя. Сейчас право на использование земельного участка нельзя отчуждать, вносить в уставной капитал и передавать в залог. Но в законопроекте предусмотрели новую ст. 102-1 ЗК, в которой указано, что можно, если на участке есть любое строение, которое оформлено на землепользователя.

Вывоз земли. Снятие верхнего плодородного слоя законодательством предусмотрено и сейчас – на основании спецразрешения. Но порядок его выдачи отменили еще в апреле прошлого года, а теперь собираются убрать и упоминание о спецразрешении. Нужен будет только проект землеустройства.

Права собственника. Если законопроект примут в его нынешнем виде, то собственник будет обязан получать нотариальное разрешение у своего арендатора и землепользователя на объединение или разделение своего участка. Обменять один пай на другой тоже можно будет только с согласия арендатора, разве что оба пая находятся в одном массиве земель. Отчуждать участок по договору дарения, пожизненного содержания, договору наследования можно будет только в пользу ограниченного круга лиц: жены/мужа, родителей, детей, внуков, правнуков, тети/дяди, бабушки, дедушки, прабабки, прадеда.

Чувство долга

Это лишь некоторые положения законопроекта, вокруг которых ломаются копья. Но, как утверждают в правительстве, принять №2194 – требование одного из украинских кредиторов – Всемирного банка. Об этом говорил, еще находясь в статусе и.о. министра экономики, Павел Кухта: этот законопроект – одно из условий получения 700 млн долл. Затем знамя кредиторов подхватил министр финансов Сергей Марченко: «На днях разговаривал с руководителем Всемирного банка в Украине. Обсуждали условия предоставления средств. По первому траншу — это staff-level agreement (договоренность на рабочем уровне. – Ред.) с МВФ. А для второго транша — принятие пакета аграрных законов, что, в принципе, реально».

Политолог Алексей ЯКУБИН говорит, что недавно уже случился конфуз с экс-министром экономики, а теперь советником главы ОП Тимофеем Миловановым. Он сообщил, что изматывающее принятие закона о рынке земли год назад требованием кредиторов не было.

«Даже если это и так, последнее слово все равно за нашими, – уточняет Якубин. – Тем более, что кредитные программы заморожены. Это такая привычка: перебрасывать ответственность за негативные законопроекты на международных кредиторов. Может, они и могли намекать, но точно не в конкретных редакциях и не с конкретными нормами».

Полезная нагрузка

А. Якубин говорит, что при соблюдении всех процедур и с поправкой на карантин согласовать аграрные законопроекты можно к маю.

«Заметьте, когда начинали процедуру рассмотрения, не включили процедуру ad hoc (одноразовое отклонение от процедур регламента, им же предусмотренное. – Ред.), как могли бы, – говорит эксперт. – Но есть еще один нюанс. Такое количество поправок указывает, что нужен закон об оппозиции. Сейчас у нее есть единственный инструмент влияния на власть – правочный».

Отвлечься есть на что – в работе поправки о валютных заемщиках, а сроки горят: с 1 апреля заканчивается мораторий на их выселение. Законопроект пока что прошел только первое чтение. Не мешало бы Раде провести работу над ошибками и после корректировок Уголовного кодекса. Нардепы намудрили с криминализацией ответственности за управление авто в состоянии опьянения (внесли поправки в УК, потом отменили), ужесточили наказание за ДТП в состоянии опьянения, и теперь в Кодексе две статьи под одним номером – 286-1.

Решать текущие вопросы будут, не отрываясь от земельных – голосовать можно на внеочередных заседаниях, а время на основной сессии посвятить земле. И эти внеочередные голосования будут отличным маркером реальных целей народных избранников.

«Парадоксально, но залипание Верховной Рады выгодно и самой власти, – резюмирует Якубин. – Это позволяет отложить рассмотрение законопроектов, которые покажут, что центробежные тенденции в монобольшинстве продолжаются, нет консенсуса по кадровым вопросам. Оппозиция требовала, но так и не проходит заседание по тарифам и т.д. Власти может быть выгодно, что парламент завис. Многое можно не рассматривать. А если что-то понадобится, то всегда можно провести внеочередное заседание и протащить то, что важно и удобно».

Взгляд Кравца

Заработать и перепродать

– Депутаты, которые спонсируются иностранными правительствами через различные общественные организации, которые были в разных ОО, сейчас стараются максимально удовлетворить их запрос. Дать возможность им, иностранным компаниям и лицам с двойным гражданством, приобретать землю в Украине. С другой стороны, все законопроекты направлены на то, чтобы не нести ответственность за использование земель, перераспределить те договора аренды, которые были заключены ранее. То есть, у всех отобрать и, якобы, выставить на аукцион.

Удивительная ситуация: в законопроектах отсутствует приоритетное право на аренду у тех лиц, которые уже оформили договоры. Есть необоснованное требование об аренде на срок до трех лет. Людям не будет смысла вкладывать в плодородность земель. Ни в одном законопроекте не восстанавливается функционал сельхозинспекции по контролю над грунтами и инспекции по контролю за качеством семян.

Законопроекты направлены на отъем земли у сегодняшних арендаторов, ее перераспределение, отсутствие контроля за использованием и продажу земли иностранцам. То есть, на все те действия, которые подрывают национальную безопасность Украины.

Ростислав Кравец, юрист, старший партнер в Адвокатском объединении «Кравец и партнеры»

Анна Коваленко, АиФ

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Callback order