Действия Национального банка на протяжении последних девяти месяцев привели к введению временной администрации и ликвидации уже 26 финансовых учреждений.
Постоянные заявления руководства НБУ о ликвидации очередного банка до конца недели или месяца полностью подорвали доверие к банковской системе. А принятые НБУ антиконституционные и противозаконные постановления с одной стороны добавили работу судам, а с другой стали основным тормозом в развитии экономики Украины.
Главной головной болью клиентов и вкладчиков банка, абсолютно естественно, стал вопрос сохранения своих средств. Ведь они не должны нести ответственность за бездеятельность НБУ, укрывательство Национальным банком нарушений финучреждений на протяжении длительного времени, передела рынка обналичивания средств и т.д.
С целью защиты прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепления доверия к банковской системе Украины, стимулирования привлечения средств в банковскую систему Украины, обеспечения эффективной процедуры вывода неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков был принят Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
Указанные выше функции возложены в первую очередь на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Однако, Фонд не справляется с поставленной задачей, а во многих случаях действует вопреки поставленной перед ним цели.
Судя по последним действиям Фонда, основной его целью стала не гарантия вкладов и укрепления доверия к банковской системе, а невозврат вкладов размещенных в проблемных финансовых учреждениях. Вероятнее всего это вызвано отсутствием средств в Фонде. Недавно Верховная рада не дала возможности увеличить бюджет Фонда, а принятые нормативные акты позволяющие кредитовать фонд под векселя или поступления будущих периодов не позволяют его достаточно наполнить. Кроме того, не совсем понятно, как на фоне массового уничтожения НБУ коммерческих банков, можно рассчитать будущие поступления в Фонд. И всем давно уже известно, что появление вексельных схем никогда и ни к чему хорошему не приводило, кроме громадных потерь бюджета и выведения средств в тень.
Первыми признаками работы этого механизма стало появление огромного количества объявлений предлагающих выкуп депозитных вкладов с дисконтом. Кроме этого, на помощь Фонду были брошены правоохранительные органы, которые вместо поиска виновных и возврата украденных топ-менеджментом и собственниками банков средств занялись запугиванием вкладчиков и сотрудников банков.
Ярким примером может служить ситуация сложившаяся в банке Старокиевский. Здесь Фонд решил применить «ноу-хау» и с помощью правоохранителей попробовать признать часть депозитных договоров недействительными на основании показаний операционистов о том, что деньги хоть и находятся на счетах в банке, но были разбиты и внесены туда третьими лицами, которые в банке якобы не присутствовали.
Действующим в Украине законодательством не запрещена переуступка или дарения вкладов, а также и возможность непосредственного снятия вкладов, и внесение их большим количеством вкладчиков. При этом данные вклады также гарантируются Фондом.
Несмотря на это новым руководством Фонда видимо принято решение окончательно уничтожить всю систему гарантирования вкладов и доверие к банковской системе в целом, продолжая аналогичную политику НБУ.
Если эта схема Фонду удастся, то можно уверено сказать, что ни один вклад в этой стране не гарантируется.
Уже сейчас становится ясно, что заявление о том, что 98% вкладов покрываются средствами Фонда, не соответствует действительности. Кроме того именно крупные вкладчики составляют основу банковской системы. Уничтожение же Фондом системы гарантирования очень скоро приведет к уничтожению всей банковской системы.
Хочется надеяться, что существующая система гарантий, под политическим натиском, не станет системой гарантий без гарантий.
На мой взгляд, данную проблему в Украине можно решить за счет построения прозрачной схемы реализации активов проблемных банков, чтобы избежать продажи их за бесценок. Кроме того, ответственность руководства НБУ осуществляющего контроль за деятельностью банков, может привести к резкому уменьшению количества ликвидируемых банков и построения цивилизованной банковской системы в Украине.
Ростислав Кравец
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании «Кравец и партнеры» для Форбса